Грустный праздничный день

Таким всегда бывает день объявления пятнадцати победителей первого тура. В эту минуту конкурс раскалывается на две половинки. До сего момента 77 участников финала шли в одном строю, дружно… Большинство не за победой шли, хотелось просто хорошо отработать все задания, не упустить ничего, достойно выступить. И вот назвали тех, у кого лучше всех получилось справиться с нервами и показать все лучшее из своего педагогического арсенала. Всего 15 человек. А большая часть остановилась. Работа окончена. Главное в этот день – понять, что работа была сделана отлично, оставить на потом разбор полетов и искренне порадоваться за товарищей.

Разумно поступили авторы сценария церемонии награждения победителей первого тура Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012». В нарядном актовом зале Липецкого государственного педагогического университета они чествовали всех участников Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012». Сначала – всех. Учителя выходили на сцену по группам, в том составе, в котором вместе шли через состязание, радуясь победам и огорчаясь ошибкам.

Вызывали их для получения дипломов и подарков ведущие, художественный руководитель образцового молодежного театра «Арт» Артем Антонов и его ученик, победитель всероссийских и международных театральных фестивалей, актер молодежного театра «Арт» Евгений Стульнев. Между прочим, как и конкурсанты, Артем Антонов немало потрудился, готовясь к церемонии. Слушатели узнали множество интересных фактов из истории образования. Вот такие разговоры вели учитель и ученик:
«Ученик: А существуют ли оперы про учеников и учителей, задались мы вопросом.
Учитель: И нашли ответ – да. С 1915 по 1917 год в Петербурге с оглушительным успехом шла, возможно, единственная комическая русская опера на школьную тему. Вот фрагменты сохранившегося либретто:
Павликъ, Павликъ, занимайся,
Даромъ время не теряй,
Не ленись, не отвлекайся
И въ носу не ковыряй.
Ученик: Надоели мне науки,
Ничего въ нихъ не понять,
Просиделъ насквозь я брюки,
Не въ чемъ выйти погулять.
Учитель: Написали эту оперу режиссеры Троицкого театра В. Раппапорт и С.Надеждин и называлась она «Ивановъ Павел». Нерадивый ученик в финале оперы получил «кол», но мастерство участников всероссийского конкурса «Учитель года» заслуживает твердой «пятерки»!».

Но межпредметные группы выходили на сцену не только ради получения подарков – великолепных елецких кружев и полезных даров от фирм «1С» и «Полимедиа». Они получали свою порцию восхищения, потому что предваряло их появление выступления председателей всех восьми групп межпредметного жюри.

Людмила Правдина, директор физико-технического лицея №1 города Саратова, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2005»: «Первая группа конкурса объединила 17 регионов. Из 10 приехали конкурсанты, и 7 регионов представляли члены жюри. И я лишний раз убедилась в том, что одно из самых ярких впечатлений конкурса – это встречи с друзьями, коллегами, единомышленниками. Четыре дня работы жюри – это, на первый взгляд, очень мало для того, чтобы увидеть работу учителя и тем более дать ему оценку, но это очень много, потому что это 40 встреч с конкурсантами в 4 действиях, уложенные в сто минут для каждого. Эти сто минут были до такой степени наполнены событиями, концентрация идей, вопросов была столь высока, что изменилось и время, и пространство. Горело топливо, вспыхивал порох, работала интерактивная доска, мысленно шел распил деталей. Вы делали это все виртуозно. И самое главное – вы задавали простые вопросы и получали простые и не очень простые ответы детей. Но они слушали, слышали, понимали вас и говорили. И так рождалось чудо конкурса – урок. Урок – это импровизация, замешанная на богатом опыте учителей. Началось все с урока, а закончилось действом на очень высокой ноте – беседой с учениками. И это еще одно чудо конкурса, потому что ученики понимали своих учителей-конкурсантов, слушали их, задавали вопросы и так порой меняли ход разговора, что захватывало дух. Надо отдать им должное, конкурсанты виртуозно ловили подачи ребят. Огромное спасибо учителям города Липецка, которые этих детей воспитали».

Игорь Карачевцев, учитель истории и обществознания, директор гимназии №166 Санкт-Петербурга, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2003»: Я счастлив, как и все члены жюри, находится на липецкой земле. Замечательная теплая ясная солнечная погода. Здесь, в Липецке, собралась вся педагогическая Россия. Мы, члены жюри, наслаждались тем педагогическим опытом, который преподносили нам, преподносили учениками, родителям конкурсанты. География большая – от Калининграда до Барнаула, от Архангельска до Оренбурга. И мы видели, что все участники отличаются тремя удивительными качествами. Я сформулировал теорию трех «о» – образованность, ответственность и остроумие. Мне кажется, именно эти качества помогают учителю быть настоящим учителем. И мы надеемся, что сегодня самые яркие педагоги будут дальше продолжать борьбу, а не менее яркие педагоги, которые в силу разных причин борьбу не продолжат, будут наблюдать и наслаждаться, учить и учиться. Ведь это девиз нашего конкурса».

Михаил Случ, директор школы №1060 Москвы, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2010»: «От имени своей многочисленной межпредметной группы я хотел бы низко поклониться всем здесь присутствующим и сказать, что мы, члены жюри, наслаждались все эти дни. Мы видели, как вы творите. Мы реально переживали, как вы создаете новую педагогику. Конкурс – это совершенно особенные минуты, часы и дни в жизни человека. Физики говорят: для того, чтобы взорвалась атомная бомба, нужно очень близко и тесно сдвинуть различные атомные массы. И этот взрыв радикально меняют людей, которые попадают в эту ситуацию. Я совершенно точно могу сказать, что после конкурса жизнь каждого из вас очень серьезно изменится».

Марианна Лебедева, директор окружного методического центра Москвы: «Жизнь складывается так, что людей будущего воспитывают и образовывают люди прошлого и настоящего. И именно это позволяет сохранять национальное единство нашей страны. География конкурса, его высокий дух, творческий потенциал и интеллект – залог безопасности нашего государства».

Александр Глозман, директор московского центра образования №293, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-1997»: «Девять талантливых, умных, красивых, самобытных, уникальных учителей, девять очень дружелюбных членов жюри. А еще замечательные дети и не менее замечательные родители. Это была одна команда, и я рад вас видеть здесь всех в этом зале и приветствовать. Сегодня на конкурсе самый сложный день. Тем, кто пройдет в «пятнашку», я хочу пожелать вдохновения, полета, драйва, куража. А всем остальным - будьте мудрее, потому что ваши дети давно вам присвоили звание «Любимый учитель», гордитесь этим».

Михаил Нянковский, главный редактор ярославского издательства «Академия развития», абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-1994»: «Мы учились у вас доброте и толерантности, которых нам всем так не хватает». Михаил Александрович великолепно прочитал стихотворение Бориса Пастернака «Быть знаменитым некрасиво», те строчки, где говорится, что «пораженья от победы ты сам не должен отличать», это было очень к месту…

Олег Парамонов, учитель русского языка и литературы лицея №1 Брянска, профессор кафедры литературы 20 века Брянского государственного университета, абсолютны победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-1993»: «Великолепная девятка из нашей, седьмой группы смогла не проспать своей минуты славы. Это были блистательные уроки мудрости и вдохновения».

Наталья Брыкина, директор средней школы №8 городского округа Отрадный Самарской области, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2001»: «Липецк встретил нас бабьим летом, удивительно высоким небом, гостеприимством учителей гимназии, талантом замечательных детей. И не зря дети аплодировали после конкурсных заданий учителям. Жюри по достоинству оценило всех вас. Вы – лучшие. Когда я вижу на конкурсе столько молодых учителей, столько прекрасных лиц, таких талантливых, позитивных, я понимаю, какие бы реформы не проводились, все-таки главное – наш учитель. Такой, каким он предстает на конкурсе».

Дети опять, как и на концерте в гимназии №12, великолепно танцевали и пели, радуя зрителей изысканными номерами.

Приятной неожиданностью стало выступление участников Липецкого городского клуба «Учитель года», действующего с 2007 года и включающего победителей и лауреатов городских и областных конкурсов «Учитель года». Оказывается, педагоги внимательно следили за всеми этапами конкурса, радовалась удачам участников финала и переживали неудачи конкурсантов.

Конечно, липецкие учителя года не упустили случая поднять дух коллег шуткой. Вот такой, например. Объявление в сети, на педагогическом сайте, в недалеком будущем: «Вам надоел электронный учебник, устали рисовать картинки на интерактивной доске, испортились отношения с окружающими из социальной сети? Тогда приобретите замечательную приставку «Живой учитель». «Живой учитель» - это периферийное устройство, которое научит вас улыбаться, сопереживать, любить, стать людьми».

Победителей первого тура конкурса «Учитель года России-2012» объявляли, что вполне логично, ученики 12-й гимназии, маленькие и взрослые. И тут же вручали своим уже любимым учителям дипломы и подарки – памятные записные книги.

Вот имена пятнадцати счастливчиков:
Бакаев Алгазур Шамсудинович,  учитель физики, математики Президентского лицея города Грозного Чеченской Республики
Баскевич Ирина Александровна, учитель географии средней школы №7 с углубленным изучением английского языка города Пермь
Будникова Лариса Владимировна, учитель изобразительного искусства, мировой художественной культуры средней школы №23 города Норильска Красноярского края
Горанько Елена Константиновна, учитель английского языка средней школы №9 города Вилючинска Камчатского края
Демахин Александр Александрович, учитель мировой художественной культуры Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского Московской области
Древаль Евгений Александрович, учитель немецкого языка средней школы №75 Воронежа
Кириченко Вита Викторовна, учитель русского языка и литературы Центра образования №1479 Москвы
Коляденко Дмитрий Юрьевич, учитель физики, физической культуры гимназии №16 города Тюмени
Малахова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы гимназии №25 города Ставрополя
Мамутова Анна Евгеньевна, учитель начальных классов прогимназии «Интеллект» города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания
Невара Ирина Валерьевна, учитель английского языка лицея №40 города Петрозаводска Республики Карелия
Сержанина Лимма Баязитовна, учитель начальных классов лицея №107 города Уфы Республики Башкортостан
Соломин Вадим Николаевич, учитель математики физико-математического лицея №239 города Санкт-Петербурга
Филатов Дмитрий Михайлович, учитель географии, биологии, ОБЖ, физической культуры Талаканской средней школы №6 Амурской области
Шибанов Александр Владимирович, учитель истории и обществознания гимназии №2 города Кирово-Чепецка Кировской области

И опять были подарки от спонсоров - фирмы «1С», ЗАО «Полимедиа», корпорации Интел, компании «Adobe Systems».

Праздник завершился вполне будничным мероприятием - жеребьевкой завтрашних мастер-классов. Однако организаторы сумели превратить его в красочное действо. Каждый из «пятнашки» должен был нажать на изображение пеликана на сенсорном экране. Пеликанчик превращался в кленовый лист с номером. Давать мастер-класс первым досталось учителю немецкого языка из Воронежа Евгению Древалю.

Оксана Родионова
"Учительская газета"  https://ru-teacher.ru/node/501