В преддверии Дня учителя Президент встретился с участниками ежегодного всероссийского конкурса «Учитель года России».

3 октября 2012 года, Москва, Кремль
В преддверии Дня учителя Президент встретился с участниками ежегодного всероссийского конкурса «Учитель года России».

По итогам конкурса в 2012 году абсолютными победителями стали два учителя, набравшие одинаковое количество баллов. Президент вручил главный приз – Большого Хрустального пеликана – учителю русского языка и литературы московоского центра образования Вите Кириченко и учителю мировой художественной культуры Сергиево-Посадской гимназии Александру Демахину.

Глава государства поздравил всех учителей с приближающимся профессиональным праздником – Днём учителя.

Конкурс «Учитель года» проводится в России с 1992 года. В этом году в финал конкурса вышли 77 человек. Среди них – 15 учителей русского языка и литературы, 12 математиков, 12 историков, 11 преподавателей иностранного языка, преподаватели физики, информатики, ОБЖ, физкультуры, биологии, географии, химии, изобразительного искусства.

* * *

В.ПУТИН: Добрый день!

У Екатерины Александровны [Люгай] сегодня День рождения, поэтому я позволил себе от нашего имени поздравить её и пожелать ей всего самого хорошего.

Уважаемые друзья!

Хотел бы поздравить всех вас, всех ваших коллег с приближающимся праздником – Днём учителя. Через пару дней он как раз состоится, 5-го числа. Это один из самых трогательных и знаменательных праздников. С ним сравнится, пожалуй, только День знаний – 1 сентября, когда мы чествуем наших школьников и, разумеется, преподавателей и учителей, отдаём дань общего признания и уважения благородному учительскому труду, нашим наставникам, которые сыграли огромную роль в жизни каждого из нас.

Осень – время начала учебного года. Символично, что именно в эту пору по традиции проходит финал конкурса на звание «Лучший учитель России». Это самый трудный и ответственный этап, к которому вы шли целый год. Знаю, что на старт конкурса вышло более ста тысяч учителей. Когда я познакомился с материалами, посмотрел – сто учителей. А потом внимательно: сто тысяч учителей. Это, конечно, очень достойная, большая аудитория ярких, талантливых, именно достойных людей.

Но именно вы доказали своё право стать первыми в профессии в нашей стране. Я искренне рад за вас, за школы, где вы трудитесь, которые гордятся, безусловно, вами, и, конечно, за ваших учеников. Это большая удача – встретить в детстве, в юности по-настоящему талантливых наставников, знающих, инициативных, мыслящих и целеустремлённых.

Среди финалистов – представители разных поколений. Это и молодые, и маститые педагоги, уже давно давшие путёвку в жизнь многим сотням выпускников, даже многим поколениям выпускников. Это говорит о том, что наши юные учителя очень быстро набирают опыт, а более зрелые педагоги идут в ногу со временем, постоянно совершенствуют своё мастерство.

Помню, что при посещении одной из школ (я уже, по-моему, публично даже говорил об этом) смотрю, преподавательница, уже такая солидная, сидит, с компьютером работает в интернете. Я спрашиваю у неё: «Интересно?» Она говорит: «Так интересно – на пенсию уходить не охота прямо стало». Это хороший показатель.

Отличительной чертой российского учительства всегда было новаторство, но вместе с тем верность нашим традициям. Такая тесная связка преемственности и развития очень важна для национальной системы образования, для сохранения лучших качеств отечественного просвещения.

Наша школа должна быть открыта для всего нового (она всегда, собственно говоря, такой и была) и при этом сохранять своё уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина. Убеждён, именно такой подход призван определять принципы государственной политики в сфере образования. И конечно, выработку такой политики мы будем вести в прямом диалоге с учительским сообществом, с вами, уважаемые друзья.

Безусловно, роль самого учителя и в жизни школы, и в организации учебного процесса будет только возрастать. Подготовка кадров, возможности для повышения квалификации педагогов, новая система оплаты труда, призванные стимулировать качественный и добросовестный труд – всё это важнейшие и приоритетные направления развития школы.

Наша задача – создать педагогам условия труда, жизни, достойные их высокой миссии. Наша задача в том, чтобы укрепить престиж учительской профессии. Это колоссальная ответственность – учить детей, воспитывать детей, отдавать себя школе, где, по сути, закладывается фундамент будущей судьбы каждого человека, формируется личность, её цели, поведение, образ мыслей.

У учителей, как у врачей, нет права на ошибку. И государство должно сделать всё, чтобы педагоги могли полностью сосредоточиться на работе, имели все возможности реализовать свой потенциал, передать ученикам не только знания и навыки, но и своим примером воспитывать честное, глубокое отношение к делу.

Все финалисты конкурса «Учитель года» подают именно такой пример. Хотел бы искренне поблагодарить вас за неравнодушие и высокий профессионализм, пожелать успехов, здоровья, достижения новых высот!

<...>

3 октября 2012 года, 15:00 Москва, Кремль http://www.kremlin.ru/news/16583