День общения, день прощания

27 сентября – последний день для общения участников Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012» с учениками 12-й липецкой гимназии и с родителями школьников. «Разговор с учащимися» - относительно новое конкурсное мероприятие. Что думают о его содержании члены жюри, сами конкурсанты и дети, которые участвуют в этих испытаниях?

Вадим Муранов, учитель физики «Школы радости» города Люберцы Московской области, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2009» (именно в 2009 году на конкурсе впервые было введено испытание «Классный час», затем ставшее «Разговором с учениками»): «Разговор с учениками – очень важное, очень нужное испытание, потому что это то, чем мы занимаемся каждый день, это хлеб учителя. И урок – это тоже разговор с учениками. Поэтому умение выстраивать двусторонний разговор очень важно. Во время этого конкурсного испытания мне бы хотелось увидеть, что этот разговор по-настоящему тронул детей. Чтобы слова учителя или выводы, которые педагог сделает после разговора, заставили их задуматься по-настоящему, воскликнуть: «Ведь действительно это так, а я-то думал совсем по-другому!». У детей, особенно старшеклассников, есть свои стереотипы, и умение сломать один из них – это здорово».

Десятиклассники 12-й гимназии города Липецка после общения с математиком Вадимом Соломиным из Санкт-Петербурга любезно дали мне блиц-интервью:
- Что вы думаете о конкурсном этапе «Разговор с учащимися»?
- Этот разговор развивает наше мышление, мы можем говорить, о чем думаем.
- Какая тема вам больше понравилась?
- «Успешный человек. Какой он?»
- А то, насколько интересным получается разговор, зависит от темы или от учителя?
- Только от учителя. Как он преподнесет.
- Как вам нравится сам конкурс? Тяжело приходится?
- Скорее интересно, чем тяжело. Мы стараемся, мы хотим что-то сделать.

Екатерина Люгай, учитель русского языка и литературы, Республика Дагестан, участница Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012»: «На этом конкурсном задании для меня было главным, чтобы дети заинтересовались, можно было наладить с ними контакт, чтобы выстроился разговор, а дети не зажимались, высказывали свое мнение, вели себя естественно. Мне понравился, что каждый смог во время нашей беседы высказать свое мнение. И дискуссия получилась, и разговор со мной как с учителем получился. В общем, мы нашли взаимопонимание. Очень интересно с детьми. И всегда непредсказуемо. Даже на уроке, не то, что на классном часе. Задумываешь так, а идет все совершенно по-другому. Этот эффект неожиданности заставляет держаться в тонусе, и мысли сразу появляются новые, неожиданные, неординарные».

В заключительный день первого тура «Учителя года России-2012» участники финала традиционно прощаются со своей «базой» - принимающей школой. Опять-таки традиционно конкурс переезжает в вуз, где будут проходить мастер-классы и открытые дискуссии для пятнадцати лауреатов.

В этом году церемония прощания с гимназией №12 города Липецка, кажется, превзошла по красочности, музыкальности и фантазийности все предыдущие. Вдоль стен коридора второго этажа, по дороге к актовому залу, стояли гимназисты с розами в руках. Цветы они вручали конкурсантам и членам малого жюри.

В актовом зале конкурсантов ждали подарки от Липецка и добрые слова от главы города Михаила Гулевского, председателя департамента образования Липецка Евгения Павлова. Они признались: «Нам жалко с вами расставаться».
На экране промелькнула летопись конкурса:
День первый. Давайте познакомимся.
День больших надежд.
День творческого полета.
День дерзновенной фантазии.
День сильных духом.
День шестой. Расстаемся, друзья!

И вот уже летопись передается в надежные руки представителей высшего образования. Второй этап «Учителя года России-2012» пройдет в Липецком государственном педагогическом университете. Ректор ЛГПУ Павел Бугаков, он же член Большого жюри, которое принимают эстафету у малого, признался, что готов ставить каждому из пятнашки по сто баллов».

Затем представили всех сотрудников гимназии, кто работал здесь в конкурсные дни. Они вышли на сцену под несмолкаемые аплодисменты.

Все были восхищены, очарованы, поражены большим детским концертом. Дети танцевали, пели, читали стихи блестяще, профессионально, талантливо, четко.

И наконец на сцену вышли участники всероссийского финала 2012 года. Они подарили коллегам из гимназии, которых за несколько дней по-настоящему полюбили, песни, стихи. Александр Шибанов, историк из Кировской области, написал:
«К встрече с неизвестностью были вы готовы –
Ученики, учителя и даже столовая.

Приехав к вам из Вятки, Москвы, Питера, Коми,
Мы оказались не в гостях, а дома!

Вы вели нас по конкурсу как корабли капитаны,
С благодарностью говорим, российские пеликаны!»

Были и материальные подарки от учителей со всей России - роскошное дерево в кадке и картина. А директору гимназии Ольге Уласевич коленопреклоненно подарили букет цветов.

 Оксана Родионова
"Учительская газета"