Пресс-центр конкурса «Учитель года России – 2012» - 25 сентября

Дата проведения: 
25/09/2012

Пресс-центр конкурса «Учитель года России – 2012»
Телефон: +7 (962) 960 78 10
Официальный сайт конкурса:
https://ru-teacher.ru

25 сентября 2012 года

ПРЕСС-РЕЛИЗ
 
Может ли гореть вода?

25 сентября участники Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012» продолжали показывать в межпредметных группах открытые уроки и рассказывать об опыте работы на заседаниях «Методического объединения». Те конкурсанты, которые вчера давали уроки, теперь могли рассказать обо всей системе работы и объяснить, как занятие в нее вписывается, какими еще технологиями и методиками они владеют. Главный методический прием большинства педагогов – создание на уроках напряженной, интригующей атмосферы, мотивирующей к познанию, а также диалога, в рамках которого каждый ребенок стремится понять ту или иную тему, задать вопросы учителю, узнать что-то новое.

Конечно, участники конкурса «Учитель года России» новые педагогические технологии не придумывают, но часто изобретают новые подходы, темы, акции, пишут программы, выстраивают из методик, технологий, открытий известных авторов и свои коллег собственную стройную систему.

Учитель русского языка и литературы русско-татарской школы №111 города Казани Николай Токранов, придя в образование из журналистики, решил, что самым главным в его деятельности будет формирование нравственных установок учеников.  Проанализировав методическую литературу, Николай Валерьевич понял, что ближе всего ему ценностно-смысловые компетенции. Прежде чем что-то делать, Николай Токранов диагностирует ситуацию - анализирует то, что говорят дети на уроках, переменах, внеклассных мероприятиях, проводит анкетирование, внимательно наблюдает, что вызывает у ребят интерес на уроках литературы, сканирует аккаунты учеников в социальных сетях. Все это помогает развивать нравственную сферу в мировосприятии школьников. Ребята знают, что означают слова «честь», «гуманизм», «достоинство», но эти понятия, к сожалению, их не трогают, не затрагивают эмоционально. Во время уроков казанский филолог обращает внимание на технику чтения, анализ текста. В его методический инструментарий входят современные педагогические технологии. Есть даже «алгоритм формирования вдумчивого читателя». Даже после уроков на своей страничке ВКонтакте Николай Токранов продолжает обсуждать с учениками нравственные позиции.

А вот другой предмет – начальные классы. Учитель лицея №1 имени Н.К.Крупской города Магадана Оксана Юдкина, как и все ее коллеги по стране, работает по новым ФГОС для начальной школы. Ей стало тесно в рамках классно-урочной системы, и Оксана Григорьевна начала искать ответ на вопрос – что можно поменять? Решила заняться организацией исследовательской практики во внеурочной деятельности. Технологию исследовательского обучения можно использовать в работе с любым младшим школьником. Форма работы - экспериментальная лаборатория. Благоприятная почва для внеурочных исследований - предмет «Окружающий мир». Например, Оксана Юдкина решает с детьми проблему – может ли гореть вода? Проводится эксперимент: учитель наливает в воду масло, оно ложится пленкой на водной поверхности, теперь его легко поджечь... Радости педагога не было предела, когда ее ученик вдруг сам понял: «Масло легче воды!».

История, которую преподает в лицее №49 города Калининграда Александр Вишневский, это повод для диалога времен. Так же как сам город – образчик диалога культур. Чтобы  диалог работал, Александр Валерьевич использует игровые методики, интегрированные уроки, музейную педагогику. Дети не столько развлекаются, сколько учатся предмету, разыгрывая, например, выпуск теленовостей… из 12-13 веков. Тут есть место и политике, и княжеским указам, и культуре, и происшествиям – например, «новость» об убийстве Юрия Долгорукого. Вместе с коллегами по школе Александр Вишневский воплощает в жизнь и метапредметность. А как же измерить метапредметные и личностные результаты? В среднем звене сделать это помогает проектная деятельность. Тема одного из проектов девятиклассников – «Подземный город Кёнигсберга: миф или реальность?». Результативность работы в 10-11-х классах демонстрируют профессиональные достижения выпускников. Между прочим, в числе учеников театрального класса Александра Вишневского – студенты школы-студии МХАТ, актеры театра «Сатирикон» Илья Денискин и Никита Смольянинов.

Вечером, после испытаний, конкурсанты начали готовиться к следующим конкурсным заданиям – разговору с учащимися и беседе с родителями, где предполагается больше импровизации, ведь конкретную тему выбирает не учитель, а его собеседники…
Поэтической «переменкой» в непростой конкурсной жизни для учителей стал поэтический вечер учителя года России-1993, филолога и поэта из Брянска Олега Парамонова.

Всероссийский конкурс «Учитель года России» проводится с 1990 года. Учредители конкурса: Министерство образования и науки Российской Федерации, Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, «Учительская газета».

Пресс-центр организован Коммуникационным агентством АГТ
Генеральные информационные партнеры конкурса