Пресс-центр конкурса «Учитель года России – 2012» - 24 сентября

Дата проведения: 
24/09/2012


Пресс-центр конкурса «Учитель года России – 2012»
Официальный сайт конкурса:
https://ru-teacher.ru
Телефон: +7 (962) 960 78 10

24 сентября 2012 года

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Что такое урок?

24 сентября на конкурсе «Учитель года России-2012» начались непростые испытания первого тура. Главный экзамен для учителя, приехавшего состязаться с коллегами, – открытый урок с незнакомыми детьми по теме, которая в этот день идет в данном классе, согласно календарно-тематическому планированию. Кому-то сегодня предстояло начать не с урока, а с задания «Методическое объединение», но, пожалуй, повезло тем, кто уже сегодня «разделался» с самым сложным конкурсным мероприятием.

Что такое школьный урок? Мы смутно помним уроки детства, а на уроки наших отпрысков нас обычно не пускают… Между прочим, только не в 12-й гимназии города Липецка, ставшей в 2012 году базой «Учителя года России ». В гимназии раз в четверть проводятся так называемые родительские недели, когда каждая мама и каждый папа может придти на любой урок, к любому учителю, по любому предмету. И липецкие родители наверняка знают, что такое урок.

А вот конкурсный урок – это урок вдвойне и втройне. В том смысле, что конкурсант должен дать занятие, не только выстроенное по всем правилам методики, педагогики, предметной составляющей, но и показать свой стиль преподавания, свою личность, свои находки и «изюминки». И самое главное – он должен с самого начала заинтересовать и повести за собой детей, которых до этого совсем не знал.

Урок физики учителя Президентского лицея города Грозный Чеченской Республики Алгазура Бакаева, посвященный движению тела по параболе, был полон вопросов и ответов, терминов и их определений. Ребята выводили формулы на меловой доске и следили за объяснениями учителя, который манипулировал формулами на интерактивной доске. Содержание урока соответствовало теме. Но занятие было бы обычным, если бы Алгазур Шамсудинович не привнес в него любопытные и очень важные детали. Игру – отвечая на вопрос, школьники бросали мяч в одну из трех корзин, стоящих на доске. Информацию о недавно прошедшей в Лондоне олимпиаде – ребята вспомнили российскую спортсменку Татьяну Лысенко, которая выиграла «золото» в метании молота. А молот стал моделью для демонстрации движения тела по параболе. Эксперимент – физик из шланга лил воду в тазик, чтобы показать, как меняется угол падения воды в зависимости от дальности полета струи. И даже стихи – отрывок из «Параболической баллады» Андрея Вознесенского. В итоге за один урок десятиклассники получили первоначальное представление о теме, хороший ключ, чтобы решать в дальнейшем задачи по баллистике.
Тема урока может быть незамысловатой, как та, которая досталась филологу центра образования №1479 Вите Кириченко, - «Тире между подлежащим и сказуемым». Но занятие превратилось из обыкновенного урока русского языка в мастер-класс «Постижение очевидного». Начиная разговор с одиннадцатиклассниками, Вита Викторовна сразу продемонстрировала, какие разные у ребят взгляды на одни и те же явления. «Очевидный вывод для одного для другого таковым не является». Разбирая текст – фрагмент одного из последних интервью легендарного режиссера Андрея Тарковского, школьники опять поняли, что дают разные ответы и начали… постигать очевидное. Структурно-синтаксический анализ текста, который предложила сделать Вита Кириченко – это лотмановская модель, а вот акценты, на которые обратила внимание ребят столичный педагог – это уже ее собственная кропотливая работа. Размышления о том, что такое красота и чем отличается правда от истины – интереснейшая часть урока. В конце занятия, анализируя его, Вита Кириченко восхитилась детьми, с которыми ей повезло пообщаться: «Работать с такими детьми – просто удовольствие профессиональное и человеческое». Филолог искренне призналась, что даже не замечала жюри, сосредоточившись на работе…

Татьяна Комогорцева, учитель информатики гимназии «Новоскул» Великого Новгорода, начала свой урок не с теоретических аспектов работы в графических редакторах, как это могло быть на правильном, но скучном уроке, а с вопроса детям – что такое социальная реклама? Примеры социальной рекламы оказались тут же, под рукой, в конвертиках. Рассматривая картинки, ребята выявили основные признаки социальной рекламы, которая мотивирует людей на что-то доброе, хорошее. Оказывается, в числе обязательных компонентов – голубой фон. Крупным шрифтом набирается основная мысль, более мелким – пояснения. Конечно, на уроке было и повторение, посвященное графическим редакторам, кстати, при тестировании была использована система интерактивного голосования… И самое интересное – практическая часть, когда ребята с помощью выбранного ими растрового редактора самостоятельно создали образцы социальной рекламы. Татьяна Витальевна пообещала, что разместит их работы на стендах в своей родной гимназии и пришлет липецким гимназистам работы своих учеников. Объясняя жюри цели своего занятия, информатик пояснила: хотела показать, что компьютер - это инструмент, с помощью которого человек может творить благо.

Всероссийский конкурс «Учитель года России» проводится с 1990 года. Учредители конкурса: Министерство образования и науки Российской Федерации, Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, «Учительская газета». 

Пресс-центр организован Коммуникационным агентством АГТ
Генеральные информационные партнеры конкурса