Информационно-консультационный центр портала

Информационно-консультационный центр (ИКЦ) портала «Всероссийский конкурс Учитель года России» создан для оказания помощи учителям, руководителям школ, методистам, общественности - пользователям данного портала в решении возникающих у них вопросов в сфере образования.

О формах распространения педагогического опыта участников конкурсов профессионального мастерства

Консультант - Елена Пахомова
Pahomova.Elena аватар
Консультация содержит ответ на вопросы учителей и организаторов конкурсов профессионального мастерства, о формах распространения педагогического опыта участников конкурсов профессионального мастерства
 



п/п

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

2.1.

Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации (3-5).

Конкурсы профессионального мастерства, распространение педагогического опыта,
Зимняя школа учителей года, методическая работа, сетевое взаимодействие, Сеть творческих учителей

2.2.

Краткая аннотация контента  консультации.

Консультация содержит ответ на вопросы учителей и организаторов конкурсов профессионального мастерства, о формах распространения  педагогического опыта  участников конкурсов профессионального мастерства

2.3.

Запрос на консультирование

Можно ли работу по подготовке учителей к конкурсу включать в план методической работы?
Какие формы методической работы с учителями, участниками конкурсов профессионального мастерства, распространились в последнее время?

2.4.

Консультационный текст (контент консультации)

Как родилась идея встреч участников конкурса «Учитель года России» после конкурса? Какие формы встреч были наиболее востребованы? Какое развитие они получили?

Отвечая на эти вопросы, необходимо обратиться к истории развития конкурсного движения, которое  и стало движением, в значительной степени благодаря послеконкурсной работе его участников и с его участниками.
Каждый финал Всероссийского конкурса «Учитель года России» - это 10-12 насыщенных творчеством дней, а правильнее сказать, суток, потому что никакая программа не может вместить десять дней жизни. Десять дней, которые делят для финалистов конкурса всю жизнь на “до конкурса” и “после конкурса”. Что же это такое - конкурс? Это нельзя выразить одним словом, это не поддается определению по  толковым словарям, потому что по эмоциональному восприятию - это может сравниться только с жизненно важным событием, которое остается в душе, в памяти на всю оставшуюся жизнь. А по содержанию, конкурс - это обязательная программа, когда все участники вступают в профессиональное соревнование за право выйти во второй тур, в пятерку  победителей, наконец, - за право быть названным “Учителем года России”.
На региональных конкурсах конкурс несколько короче по времени, число их лауреатов определяется региональным положением, но обязательно определяется победитель.
В настоящее время  в каждом регионе отработалась своя модель конкурса «Учитель года», число номинаций, категорий педагогов, участвующих в конкурсе. Число участников конкурса растет ежегодно. Особенно активизировалось конкурсное движение в связи с конкурсами в рамках приоритетного национального проекта «Образование», одним из критериев которого в конкурсе на денежное поощрение лучших учителей является участие в конкурсах профессионального мастерства»
Конкурс - это напряженная работа, когда каждый из участников отстаивает свою педагогическую идею, демонстрирует собственные педагогические находки. Это сложно: ведь каждый из финалистов на конкурсе работает не только на себя – он чувствует свою ответственность перед школой,  регионом, которые он представляет. И, конечно же, есть и  напряженность, и нервозность, и психологические срывы, и неудовлетворенность собой, и несогласие с жюри, и восхищение коллегами, и еще много всего, что словами не определишь... Как правило,  редкие участники конкурса бывают удовлетворены полностью своим уроком и своим выступлением.  Анализируя свою работу как бы со стороны,  учитель  осознает, что можно было сделать иначе, интереснее, какой прием мог бы быть более выигрышным. А если учесть особую склонность учителей к “самокопанию” и “самоедству”, то большая часть конкурсантов не только сразу после своих выступлений, но и еще много лет после конкурса видит во сне проведенный урок. 
Однако после обязательной программы наступает время неформального общения. Можно расслабиться, отпустить себя на волю, дать возможность своему таланту не думать о строгом жюри и мнении сопровождающих лиц. И вот теперь конкурсанты с наибольшей полнотой раскрываются друг перед другом в своей  неординарности, увлеченности работой, хобби! До самого утра в каждой номинации идут не запланированные никакими расписаниями и программами семинары и дискуссии.  Каждая номинация работает как одна команда на победу своих . Ведь именно представители одной  номинации становятся, как правило, импровизированным классом для тех, кто вошел в  число лауреатов, продолжающих борьбу за победу.      
В финалах Всероссийского конкурса “Учитель года России” с 1990 года приняли участие около 1200 победителей конкурсов практически из всех субъектов Российской Федерации.       
Идея послеконкурсных встреч родилась в первые годы российского конкурса и постепенно овладевала как финалистами, так и организаторами конкурса.
В 1994 году по инициативе директора гимназии г.Сургута Салахова В.Ш. был проведен первый Всероссийский слет «Учитель года России», который положил начало традиционным ежегодным сборам участников Всероссийского конкурса.
Каждый из участников слета стал организатором таких слетов в своих регионах. Таким образом, родилось замечательное профессиональное движение.
Как оно развивается в настоящее время? Иногда можно слышать, что эта форма устарела, что нужны какие-то новые формы.
Они уже не только появились, но и устоялись.
Такой формой постконкурсного взаимодействия стали Школы мастеров, которые в течение ряда лет проводятся в Москве и в Санкт-Петербурге, педагогические марафоны (Тюменская область), методические поезда (Кировская, Ростовская, Ленинградская, Ульяновская, Самарская, Тамбовская области, Республика Калмыкия)  и др. Все регионы перечислить невозможно, потому что в каждом из них возникают новые формы педагогического общения на уровне муниципальных образований и даже отдельных образовательных учреждений.
В 2007-2008 учебном году по инициативе «Учительской газеты» были оганизованы Зимние школы учителей года, которые прошли в Ханты-Мансийском округе, Челябинской и других областях.
В основе этой формы массовой методической работы лежит публичное представление педагогического опыта и его обсуждение.
Участником  Зимней (осенней, весенней, летней)  школы – может стать любой участник конкурса профессионального мастерства независимо от статуса конкурса и места, которое он в нем занял. Главное – это стремление учителя продемонстрировать свои находки.
Вот здесь очень важна позиция методиста – не пропустить этого стремления, вовремя включить такого учителя в конкурсное движение!
Главное помнить, что конкурсы профессиоального мастерства в настоящее время разнообразны, их веер достаточно широк.
Всероссийский конкурс «Учитель года России», являясь наиболее известным, – не единственный!
Программа таких школ состоит из нескольких видов деятельности:

  • уроки с детьми;

  • мастер-классы для учителей;

  • семинары для участников Школ с приглашением методистов, ученых, авторов учебников и т.д.

Например, Московская городская Зимняя школа мастеров (она проходит в зимние каникулы) включает в себя еще и очень большой блок работы с детьми, которые приглашаются вместе с учителями и становятся активными участниками педагогического действия. Организатором этой Школы является Московский городской клуб «Учитель года», активными членами которого являются участники московского городского и Всероссийского конкурсов А.Е.Глозман, А.В.Лукутин, А.В.Милехин, В.Н.Головнер, И.А.Хачатрян и др.
Интересна и такая форма, как Летние экспедиции, инициатором и организатором которых является Владимир Нодарович Головнер, московский учитель химии. Каждая из экспедиций включает в себя серьезные программы исследовательской деятельности учителей и школьников, с которыми они приезжают. Важно, что каждая группа осуществляет последовательно все проекты, объявленные учителями – участниками экспедиции.
Таким образом происходит распространение педагогического опыта участников конкурса «Учитель года России», что является составляющей методической работы с учителями.

Приведем несколько примеров встреч участников конкурсов с целью распространения педагогического опыта (использованы тексты, размещенные в Интернете)
В течение двух дней в Карачаево-Черкесской республике проходил семинар "Актуальные подходы к преподаванию естественных наук в условиях модернизации образования" для учителей химии, биологии и географии.
Инициатором проведения семинара по внедрению в школы республики передовых образовательных программ и технологий стала министр образования и науки республики Ирина Шаповалова. Это уже второй семинар, на котором российские учителя делятся передовым опытом. В республику были приглашены гости из Москвы: главный редактор журнала "Химия в школе" Людмила Левина, лауреат конкурса "Учитель года Москвы" Владимир Головнер, "Учитель года Новосибирской области" Александр Буханистов, "Учитель года республики Коми" Инна Каракчиева.

Гости провели для всех учителей республики, преподавателей и студентов КЧГУ открытые профильные уроки. На них педагоги познакомились с передовыми технологиями преподавания естественных наук в условиях современной школы. Участникам сеимнара продемонстрировали нестандартные формы экспериментов, концептуальные подходы в преподавании биологии по программе Сонина, использование деятельного подхода на уроках географии.

На второй день в РИПКРО состоялась пленарная часть семинара, где гости и хозяева обменивались накопленным опытом в области преподавания естественных наук. Учителя из школ республики были настолько увлечены рассказами о новых методах и формах работы, что долго не хотели отпускать гостей, задавая им многочисленные вопросы. Стоит отметить, что и в школах республики достаточно учителей-новаторов, которые работают по авторским методикам и не боятся экспериментировать.

В качестве примера гостям показали Нижне-Архызскую среднюю общеобразовательную школу, которая расположена в поселке Буково. Хотя школа совсем небольшая, в ней сконцентрирован огромный накопленный опыт работы с талантливыми детьми, разработан целый ряд новаторских методик. В школе есть свой бассейн, прекрасно оборудованный спортивный зал, хорошая библиотека, современные компьютерные классы. Показатели качества знаний учащихся Нижне-Архызской школы, зачастую выше, чем аналогичные в лучших школах республиканской столицы. По мнению директора школы Нины Кочетковой, качество знаний школьников пропорционально зависит от степени ответственности и творчества учителя, его стремления к профессиональному росту.

Гости из Москвы высоко оценили результаты работы этой и других школ республики. «Главное, что у ваших учителей горят глаза. Они открыты ко всему новому, интересному. Работать с такими педагогами – сплошное удовольствие», - такую характеристику семинару дала главный редактор журнала «Химия в школе» Людмила Левина.

Владимир Головнер, один из победителей всероссийского конкурса «Учитель года» очень заинтересовался уникальным природно-климатическим расположением республики и культурно-историческим потенциалом Архыза. Кроме основной педагогической деятельности в качестве учителя химии в одной из лучших московских школ, Владимир Головнер является руководителем Межрегиональной экологической экспедиции школьников России, которая в течение четырех лет посещает самые красивые уголки России. Участниками этих экспедиций становятся лучшие учителя России – обладатели хрустальных пеликанов, вместе со своими школьниками. При поддержке министерства образования России, 16 педагогов плюс полторы сотни детей выбирают какой-либо регион, обладающий богатым потенциалом для изучения. Каждый педагог выбирает тему для исследования. Школьники по систему «вертушки» работают с каждым педагогом. К концу экспедиции получается 16 довольно серьезных научных исследований в самых разных областях наук: география, химия, зоология, ботаника, этнография, история. Эти исследования представляют на научной конференции, которая также проходит в выбранном регионе, затем все материалы публикуются в лучших педагогических изданиях страны, ими пользуются, как готовыми методическими разработками учителя со всей России.

Руководитель экспедиции Владимир Головнер предложил провести в 2007 году такую экспедицию на территории Карачаево-Черкесии, как региона с богатыми природно-климатическими ресурсами, очень познавательном в историко-культурном плане.

«Сейчас уже пять регионов претендуют на право принимать экспедицию на своей территории. Все варианты очень интересны. Но после того, как мы побывали в Архызе, я решил, что моим коллегам и талантливым школьникам просто необходимо побывать в Карачаево-Черкесии, чтобы убедиться в том, что эта республика – действительно жемчужина не только Северного Кавказа, но и всей России», подчеркнул Владимир Головнер.
http://www.kchr.info/news/1280-.html
Зимние школы учителей года
Учительская газета» стала инициатором проведения в ряде регионов России проекта под названием «Школа Учителей года». Такое мероприятие уже прошло в Ханты-Мансийском округе, а в Челябинской области проводится во второй раз.
Инициатива активно поддерживается Министром образования и науки Челябинской области Владимиром Витальевичем Садыриным, а реализуется ГОУ ДПО «Челябинский институт повышения квалификации работников образования» во главе с ректором Кеспиковым Вадимом Николаевичем.
Первая Школа - летняя - была приурочена к августовским конференциям.
Организационно-методическое сопровождение Школы осуществляют Обоскалов Александр Георгиевич, проректор по организационно-методической работе, Коптелов Алексей Викторович, руководитель отдела координации деятельности ММС ГОУ ДПО ЧИППКРО.
Информационное сопровождение осуществляет Дарья Игоревна Журавленко, начальник отдела «Учительской газеты».
Научно-методическое сопровождение Зимней Школы в Челябинской области осуществляла Пахомова Елена Михайловна, заведующая кабинетом педагогического опыта АПК и ППРО.
Цель Школы: распространение инновационных технологий лауреатов Всероссийского конкурса и победителей региональных конкурсов «Учитель года России», обладателей грантов Приоритетного национального проекта «Образование»
Зимнюю Школу в Челябинской области 5-7 декабря с.г. принимали города Златоуст, Миас и Чебаркуль. Свой опыт учителям этих городов представили:
Филиппова Екатерина Алексеевна, учитель французского языка МОУ СОШ №34 г. Рязани, Народный учитель Российской Федерации, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России - 1996»
Рытов Дмитрий Анатольевич, учитель музыки МОУ начальная школа-детский сад №684 г. Санкт-Петербурга, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России - 1997», к.п.н.
Пологутина Екатерина Александровна, учитель начальных классов, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2001»
Машуков Александр Владимирович, учитель русского языка и литературы МОУ гимназия №23 г. Челябинска, победитель конкурса «Учитель года Челябинской области - 2004», руководитель отдела организационно-методического обеспечения конкурсов профессионального мастерства и олимпиадного движения ГОУ ДПО ЧИППКРО
Измайлова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №56 г. Магнитогорска, победитель конкурса «Учитель года Челябинской области - 2006»
Давыдова Елена Павловна, учитель географии МОУ гимназии № 53 г.Магнитогорска, победитель конкурса «Учитель года Челябинской области - 2001»
Вахидов Марс Нуриевич, учитель химии, победитель конкурса «Учитель года Челябинской области - 2007»
В программе Школы: уроки участников проекта с детьми по своему предмету и мастер-классы с учителями. Таким образом, в каждом из городов было проведено по 7 уроков и 7 мастер-классов, на которых побывало около тысячи учителей.
Выступления участников проекта были встречены с большим интересом и стали своеобразным стартом для проведения городских Школ передового опыта учителей этих городов, обладателей грантов ПНПО.
Участники проекта также обогатились и опытом работы учителей, которые поделились с ними своими педагогическими находками, и достопримечательностями городов, в которых они побывали.
Особое место в культурной программе Школы заняли посещение Мастерских декоративно-прикладного искусства «ЛиК» (г.Златоуст») и Музея образования города, который создан Центром детского туризма на базе школы № 20 города Миаса.
http://www.apkpro.ru/content/view/1296/528/

Учитель года | Зимняя школа «Учитель года»
http://teacher.org.ru/content/view/318/44/

Зимняя школа «Учитель года» — 2007
Зимняя школа «Учитель года» — 2007 работала в период с 3 по 8 января 2007 года в Санкт-Петербурге на базе ГОУ Лицей № 664 («Международный лицей»). В организации Зимней школы приняли участие Межрегиональный клуб «Учитель года», «Учительская газета», Комитет по образованию Санкт-Петербурга, Администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга, администрация лицея № 664. Координаторы проекта — Липатова Ирина Альбертовна (победитель конкурса «Учитель года Санкт-Петербурга-2002», директор лицея № 664) и Головнер Владимир Нодарович (лауреат Московского конкурса «Учитель года-1997»).
Краткая справка
«Зимняя школа Учитель года» — совместный проект «Учительской газеты» и Межрегионального клуба «Учитель года», поддержанный Федеральным агентством по образованию (письмо Начальника Управления учреждений образования № 1838/12—14 от 10.10.2006).
Основная цель проекта — использовать творческий потенциал победителей и финалистов Всероссийского конкурса «Учитель года» для обучения школьников разных регионов России и организации обмена передовым педагогическим опытом.
В рамках программы Зимняя школа «Учитель года» создается временный образовательный центр, в котором в течение зимних каникул преподают победители региональных конкурсов «Учитель года», а обучаются школьники разных регионов России. Первая Зимняя школа «Учитель года» была проведена в Москве в 2006 году.
Количественные данные:
В работе Зимней школы «Учитель года» — 2007 приняли участие 13 регионов России (Москва, Санкт-Петербург, Республика Адыгея, Республика Карачаево-Черкессия, Астраханская область, Белгородская область, Волгоградская область, Краснодарский край, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Омская область, Тамбовская область).
Общая численность участников — 113 человек, в том числе:
69 учащихся 8—11 классов из 12 регионов России;
27 педагогов из 12 регионов России
15 педагогов г. Санкт-Петербург.
Среди педагогов — участников программы Зимняя школа «Учитель года» — 12 победителей региональных конкурсов «Учитель года».
Основная задача Зимней школы 2007 года — развитие познавательной мотивации у школьников при изучении различных предметных областей. С этой целью в рамках Зимней школы «Учитель года» с 3 по 8 января проведена большая учебно-воспитательная работа:

  • проведено 72 открытых урока, на которых учащимися были ученики 12 регионов России, а гостями — более 100 педагогов различных школ Санкт-Петербурга, посетившие уроки Зимней школы в рамках программы обмена педагогическим опытом;

  • в вечерние часы для учащихся организована работа факультативов по шести направлениям с целью развития учебной мотивации, в том числе, в областях, выходящих за рамки школьной программы;

  • мастер-классы для участников Зимней школы провели лучшие учителя Санкт-Петербурга: победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2003» И. А. Карачевцев и обладатель малого Хрустального пеликана Всероссийского конкурса «Учитель года-2006» С. А. Букинич;

  • проведена обширная экскурсионно-образовательная программа. Участники Зимней школы побывали на обзорной экскурсии по Санкт-Петербургу, посетили Эрмитаж, Русский музей, уникальные образовательные центры — музей Водоканала и центр учебно-развлекательных программ «Трансфорс»;

  • осуществлена интенсивная программа обмена педагогическим опытом между участниками Зимней школы (в рамках программы обмена опытом презентовались разработки общественного объединения «Школа Исследователь» (г. Москва), опыт изучения и охраны памятников природы Карачаево-Черкессии, разработки «Учителей года» в области преподавания социально-экономических и естественно-научных дисциплин, опыт реализации программ Межрегионального клуба «Учитель года»);

  • на базе Зимней школы «Учитель года» прошли стажировку 50 учителей Новгородской области — участников регионального конкурса «Учитель года-2007», командированных в качестве специальных гостей Зимней школы;

  • на базе Зимней школы «Учитель года» работала Студия Юного журналиста, выпускавшего ежедневную многотиражную газету Зимней школы.

Ход работы Зимней школы широко освещался в органах массовой информации Санкт-Петербурга (в том числе, Пятым каналом Всероссийского телевидения), в Интернете.
Важно!
Важно, чтобы и организаторы конкурсов, и сами участники не замыкались только на формах методической работы, рожденных в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года России».
Не меньшее значение, а для многих учителей гораздо большее (ведь участниками конкурса «Учитель года» являются далеко не все учителя!)  приобрело участие в конкурсах или просто в педагогических сообществах Сети творческих учителей, а также других порталов.
К сожалению, мониторинг показывает, что при всеобщей компьютеризации и информатизации еще очень многие работники образования не используют всех возможностей сетевого взаимодействия как для распространения педагогического опыта, так  и для использования интересных педагогических находок.
Рекомендуем всем работникам образования регулярно знакомиться с работой этого портала. Вы будете постоянно в курсе интересных педагогических находок, а также можете и сами включиться в активную работу по распространению своего опыта или опыта работы учителей вашего региона, муниципального образования, образовательного учреждения.
Удачи!
http://www.apkpro.ru/content/view/1503/368/

2.5.

Список литературы и других источников, которые использовались консультантом для подготовки текста консультации.

http://www.apkpro.ru/content/view/1296/528/

Учитель года | Зимняя школа «Учитель года»
http://teacher.org.ru/content/view/318/44/
http://www.apkpro.ru/content/view/1503/368/

2.6.

Фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность и место работы консультанта. Сфера его научных и практических интересов, основные публикации.
Указывается контактный адрес электронной почты и скай или ooVoo-адрес.

Консультант: Пахомова Е.М., заведующая кабинетом педагогического опыта АПК и ППРО,к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии.

Телефон консультанта: (495) 452-34-68

E-mail : E.M.Pahomova@gmail.com