28 сентября для финалистов конкурса «Учитель года России-2011» начались новые испытания – разговоры с учащимися и беседы с родителями. Диалог со школьниками – это не классный час, ведь учителя, приехавшие на конкурс, познакомились с лицеистами совсем недавно. Конкурсное задание - за 20 минут найти общий язык с детьми, обсудить тему и попытаться найти решение.
Тему из предложенного списка выбирают дети и перед самым разговором сообщают конкурсанту. А дальше все зависит от умения педагога общаться, задавать вопросы, его дискуссионного опыта и, конечно, в первую очередь от его личных качеств. Ведь только личность привлекает личность, вызывает доверие и желание говорить искренне.
«Успешный человек. Какой он?» - такую тему обсуждали десятиклассники и Алексей Доронин, математик из Республики Карелия. Ребята по слову собирают «коллекцию» личностных качеств успешного человека: целеустремленность, хорошее настроение, ум, трудолюбие, заинтересованность в цели, к которой он идет, умение распоряжаться своим временем. Для того чтобы человек стал успешным, считают тульские лицеисты, ему обязательно нужна поддержка близких людей. А каким видят старшеклассники свое успешное будущее? Стать дизайнером, поступить в вуз, заняться программированием в крупной компании, создать компьютерную игру. И, наконец, «жить с людьми, которые меня любят и уважают». А считает ли себя успешным сам Алексей Доронин, поинтересовались ребята. «Для меня моя профессия очень важна и очень успешна», - ответил педагог.
Историк из Подмосковья Татьяна Бухаловкина рассматривала с десятиклассниками тему «Волшебство бывает не только в сказке». Начали с ассоциаций. «Чудо» - это и йогурт, и что-нибудь странное, и то, что в жизни редко случается. А чудо в повседневной жизни, решили собеседники, - это очень индивидуально. Для ребят чудом можем быть поездка за границу, в старинный красивый город. Для бабушки, которая боится перейти улицу, настоящее чудо – найти человека, который поможет ей преодолеть бурлящий поток машин. И тут возникает проблема, ее сформулировали сами ребята: мы не хотим делать чудеса своими руками. А еще: «Люди перестали верить в чудо», - констатировала девочка. «Мешает чувство того, что взамен ничего не получишь», - отреагировал ее одноклассник. Татьяна Александровна подытожила: «На какие чудеса человек перестает обращать внимание? На те, которые делает своими руками».
Эмме Витушкиной, учителю начальных классов из Челябинской области, досталась тема «Как я понимаю справедливость». Она попросила третьеклассников разобрать слово «справедливый», получилось, что это «человек, который ведает правилами жизни». А что же такое справедливость? По мнению мальчика с последней парты, это «когда ребенок правильно ответил и получил пять, а не два». Дети проанализировали конкретную ситуацию: на детской площадки девочка выгуливает собаку, а мужчина гуляет с маленькой дочкой и просит увести пса. Девочка возражает: собака добрая, никого не обидит. Как поступить по справедливости? Ребята тут же подобрали несколько компромиссных решений проблемы. В финале они легко завершили фразу: «Относись к людям так, как…» - «…ты хотел бы, чтобы они относились к тебе».
Получив от ребят тему «Всегда ли правы взрослые?» Евгений Ромадов, историк из Башкортостана, столкнулся с тем, что часть девятиклассников уверены: взрослые часто неправы. «Не всегда прислушиваются к нам, детям. Не всегда ценят то, что мы делаем. Ругают, кричат, а потом я оказываюсь права». С тем, что в этой ситуации надо меняться именно детям, а не взрослым, согласились не все. «Надо себя сохранить». Но конфликт-то надо решать. Как? Учитель спрашивает: «Что с родителями делать?». «Разговаривать, найти общий язык», - отвечает девушка. Юноша опять не согласен: «Поймите, родители и мы – два совершенно разных поколения!». Его одноклассница уверенна: «Даже когда родители нас ругают, они желают нам добра». Наладить отношения бывает очень непросто, но в конечном итоге решать, когда и как говорить со взрослыми, ребятам. К такому выводу они пришли сами.
Конкурсный день завершился творческой встречей с учителем года России-1993, поэтом Олегом Парамоновым и презентацией проекта Межрегионального клуба «Учитель года» - ежегодных летних экспедиций участников конкурса разных лет и их учеников.
Всероссийский конкурс «Учитель года России» проводится с 1990 года. Учредители конкурса: Министерство образования и науки Российской Федерации, Общероссийский профсоюз образования, «Учительская газета». Первый тур «Учителя года России – 2011» состоится в Туле, второй и третий – в Москве.
Пресс-центр организован Коммуникационным агентством АГТ
Скачать пресс-релиз
Последние комментарии
15 минут 27 секунд назад
19 минут 31 секунда назад
36 минут 23 секунды назад
37 минут 58 секунд назад
45 минут 45 секунд назад
47 минут 16 секунд назад
51 минута 22 секунды назад
1 час 50 минут назад
1 час 51 минута назад
2 часа 59 минут назад